Каким будет Web-дизайн будущего? В какие формы превратятся, привычные сейчас, веб-страницы?

Давайте вспомним девяностые годы — прославленный World Wide Web и Web-панели, создающиеся средствами HTML. Сплайн-среда состояла в основном из статического текста и изображений. Затем, пришло нечто, называемое эрой WWW 2.0 и сплайн стал динамичным и интерактивным. По словам Таим Фрейлин и Джон Стеллажа (которые придумали термин), «WWW 2.0 — это то, чего мы достигли, привлекая коллективный разум.» Примеры коллективного разума в Интернете включают Wikipedia (база знаний написанная добровольцами совместно и бесплатно), Twitter (мегафон для революций и протестов), и, конечно же, Facebook (интерактивное хранилище фотографий абсолютно всех и вся — от ребенка до домашнего питомца). Web 2.0 — это поток нашего коллективного бессознательного, где любой «тролль» может способствовать разворачиванию дискуссии о том, что небезразлично всему миру. А когда же случится Web-переход к новой «3.0» парадигме, и как это может выглядеть?

1

Наш коллективный опыт онлайн будет изменяться в ответ на радикальную трансформацию инструментов, которые мы используем, чтобы ориентироваться в нем. Другими словами, следующий переворот в онлайне будет следствием смены доминирующих компьютерных платформ. Во время квартального отчета Facebook в октябре этого года, генеральный директор Марк Цукерберг заявил: «… каждые 10-15 лет появляется новая компьютерная платформа, и мы думаем, что важной составляющей этой предстоящей очередной платформы будет виртуальная реальность или реальность погружения”. Видимо, Цукерберг имел в виду его Oculus.

Если такие компании, как Facebook и Google останутся гребне успеха, то следующая доминирующая компьютерная платформа будет дополнена и устройствами с виртуальной реальностью, такими как Oculus Rift и Google Glass. Подобные девайсы, скорее всего, возвестят о следующей эволюционной ступени World Wide Web — назовем ее, если хотите, «Web 3.0». Предстоящая итерация Web будет иметь виртуальный характер и сопровождаться соответствующими устройствами, с помощью которых мы будем этой технологией пользоваться.

Web 3.0 будет включать веб-сайты, внутри которых вы сможете «ходить», виртуально реальный Skype и прозрачные веб-страницы, наложенные на реальную среду.

В этом World Wide Web, пользователь будет взаимодействовать с реальными ландшафтами, дополненными цифровой информацией или входить в виртуальную обстановку, реалистическую и фантастическую одновременно. Поскольку Facebook владеет Oculus, их гарнитуры, скорее всего, будут интегрированы в сам интерфейс соцсети. В настоящее время, гарнитура Oculus Rift разрабатывается с акцентом на игры, но легко представить себе использование 3D в социальных медиа со Skype-функциональностью на подобие такой: вы звоните вашему лучшему другу в Лондон, и ведете беседу, во время которой чувствуете себя так, как-будто сидите с ним в одной комнате.

Смерть «Web-страницы»

А что же будет с вашим стандартным сайтом малого бизнеса в эпоху иммерсивного Интернет? Возможно, доменное имя больше не будет функционировать в качестве адреса Web-страницы, которая ссылается на другие страницы. Придет время, когда Web-сайты станут подвижными и иммерсивными. Может быть, ваш сайт будет больше похож ваш дом: 3D-среда позволит пользователю войти и исследовать сайт, плавно переходя между его областями, с присутствующей вездесущей панелью, которая включает в себя социальную интеграцию и обновляющуюся ленту новостей. Может быть, вместо посещения статичной Web-страницы компании, вы будете участвовать в 3D-экскурсии по заводу или выставочному залу. А вместо ссылок для навигации, будете руководствоваться табличками-указателями, такими же как, например, в аэропорту .

2

Web-дизайн будущего должен будет иметь прозрачность и гибкую затененность — так, чтобы его можно было наложить на окружающую пользователя повседневную обстановку.

Когда же ожидать прибытия Web 3.0?

Последним крупным изменением в компьютерных платформах был мобильный Web, который занял видное положение после дебюта iPhone в 2007 году. Компьютер переехал в ваши ладони, Web-сайты начали реагировать на этот вызов, и даже ваша мама научилась играть в Candy Crush. Итак, если доверять прогнозам Цукерберга (помните, 10-15 лет между сменой платформы), мы должны ожидать новую доминирующую платформу примерно в 2017 году (по мнению сторонников сингулярности, технологические изменения всегда ускоряются, так что будем опираться на меньший срок прогноза). Вполне вероятно, что платформа будет пригодна для VR технологий, в результате чего Web станет иммерсивным.

Что будет с привычной нам сегодня социальной сетью?

Помнится, когда первое реалити-шоу Survivor, премьера которого состоялась еще в мае 2000-го, стала хитом телевидения, последовавшая за этим реалити-мания раздражала многих критиков. Почти все ожидали, что эта вредная тенденция пройдет в одно мгновение. Однако, напротив, это направление застряло в теле индустрии, и более того, определило на будущее экономическую и культурную жизнь общества.

3

Так же как с модой на телевизионные реалити-шоу, многие задавались вопросом, когда же закончится эра социальных сетей образца Web 2.0? Правда в том, что социальные медиа продолжают развиваться и, вероятно, в будущем, такие как Facebook, станут больше, чем просто тенденция в культурной и социальной коммуникации. Цукерберг повел себя как дальновидный генеральный директор, разрабатывая проекты, подобные Oculus, которые пока еще не увенчались успехом.

«Web 3.0» вряд ли заменит опыт интерактивной, социальной сети, которую мы знаем сегодня. Скорей всего этот опыт будет просто интегрироваться в новый, иммерсивный онлайн.