Когда вы встречаетесь с потенциально новым клиентом, это вроде как собеседование, но и для ваших клиентов. Правду говоря, мы не можем помочь всем, с кем встречаемся. Иногда заказчики имеют завышенные требования или неправильное представление о том, чем мы можем быть полезны друг другу. Нам всегда хочется копнуть глубже, чтобы разобраться, чего же действительно хотят достичь наши клиенты. Давайте посмотрим на 4 вопроса, которые мы задаем каждому из них, прежде чем взяться за дизайн-проект.
Каковы Ваши краткосрочные цели?
Очень часто клиенты имеют бредовую идею, что мы можем сотворить какое-то чудо для их бизнеса. Они могут сказать что-то вроде этого: «Я хочу за полгода удвоить свои доходы» или «Я хочу стать, также хорошо известным как McDonalds или Walgreens». Замечательно, если у них есть многомиллионный бюджет и они могут позволить себе видеосюжеты, газетные объявления, рекламу на радио, и всякое разное. Но, как правило, большинство клиентов, которые имеют все эти нереальные цели, имеют столь же нереалистичный или вовсе несуществующий бюджет.
Хороший квалификационный ответ в этом случае может звучать примерно так: «У нас есть новая линейка продуктов, которая выходит в течение нескольких следующих месяцев, и мы хотим создать мини-сайты, рекламирующие эти продукты, а также разработать прямой почтовой тартегинг кампании во всех районах города». Такой ответ — признак того, что представители компании думали о своем проекте, оценивали, что им нужно, и то, как они могут этого достичь. Чаще всего клиенты не знают, что им нужно, и часть вашей задачи — помочь им это понять.
Они могут хотеть, к примеру, выйти на новый рынок, но не уверены в том, как это сделать. Или не знают, как приблизиться к новой аудитории и получить от нее позитивное отношение к бренду.
Каковы ваши долгосрочные цели?
Иногда он может напугать клиента, но это очень важный вопрос. Каково ваше видение того, как предстоящий проект будет вписываться в более широкую картину вашего бизнеса. Зачастую ответы о краткосрочных целях могут не совпадать ответом о целях стратегических. И тем не менее, задавая его, вы сможете определить, как помочь клиенту двигаться в правильном направлении.
Вы можете обнаружить, что клиент желает запустить свою новую линию продукции в поле зрения всех своих клиентов. В этом случае создание нового мини-сайта бессмысленно, и лучшим решением будет добавить свою новый ассортимент продуктов на уже существующий веб-сайт, поскольку именно в этом случае их текущая клиентская база сможет узнать об этом. При таком раскладе вещей вы можете предложить электронную кампанию для продвижения новой линии, включив прямые почтовые рассылки, или какой-то специальный пакет для целевой аудитории, которая уже пользуется товаром и скорей всего будет заинтересована в новой продукции.
Ключевой момент здесь таков: что бы вы ни делали с аудиторией, которая привержена бренду, все это укрепляет торговую марку и взгляд потребителя на нее.
Каков ваш бюджет?
Этот вопрос останавливает большинство заказчиков. Мы стараемся из всех сил, чтобы максимально помочь клиентам, но мы занимаемся бизнесом, а не благотворительностью. Иногда вы просто не сможете реализовать желаемый проект, исходя из их бюджета. Очень часто мы видим перед собой компанию, бюджет которой на разработку дизайн-проекта составляет всего несколько тысяч, но она нуждается в веб-сайте электронной коммерции для 30-ти новых видов продукции. Это невозможно для такого бюджета. Очень много времени занимает не только разработка дизайна сайта, но и множество деталей, таких как генерирующиеся транзакции сообщений электронной почты, генерация купонов, подтверждение заказа, отправка, отслеживание товара. И этот список можно продолжать дальше.
Гоните чувство неловкости, поворачивая клиента прочь, если конечно вы не делаете это только потому, что вам нужны деньги. Конечно, можно взять на себя крупные проекты с низкими бюджетами. Но, сделав это один раз, ваши клиенты будут ожидать от вас этого снова и снова. Они также отправят к вам своих друзей и партнеров, которые будут ожидать от вас того же. В бизнесе у каждого свой интерес, и не стоит создавать себе славу, которая сыграет в конечном итоге против вас.
Каковы ваши временные рамки?
Это чрезвычайно важно, и это как раз тот момент, который дизайнеры часто не могут выяснить. Иногда нам приходится отвергать проекты или объяснять клиентам, что их ожидания нереалистичны. Вы не можете создать веб-сайт из 120 страниц за неделю или две. Или, находясь под таким временным прессингом, вы сделаете его плохо и некачественно.
Когда вы беретесь за огромный проект и не требуете на его реализацию достаточного количества времени, рано или поздно клиент увидит в нем множество ошибок и обязательно вернется к вам с претензиями. Даже небольшие проекты, реализуемы в запарке, вызывают проблемы. У вас нет времени, чтобы планировать вещи должным образом, и это невозможно решить иначе, чем за счет качества работы. В этом случае не выигрывает никто – не вы, ни клиент.
Иногда масштабы проекта просто не работают. Иногда клиент хочет чего-то, что не доступно в существующих условиях. На пример: они хотят какие-либо пользовательские функции на веб-сайте, где не доступны соответствующие технологии. Недавно пришлось общаться с потенциальным клиентом, желающим создать сайт, который бы автоматически генерировал фотографии, загруженные пользователями, под разрешение для печати (кроме этого, он еще и хотел его всего за пару тысяч).
Выводы
Суть заключается в том, что иногда просто необходимо сказать «нет». Мы не можем удовлетворить потребности наших клиентов, если они не основаны на реальности. Задавая 4 вопроса, о которых речь шла выше, вы убеждаетесь в том, что беретесь за проекты, которые совпадают с целями ваших клиентов и гарантируют вам, что ваша работа стоит столько, сколько вам заплатят, и что вы не беретесь за неподъемную задачу. Все это в конце концов сэкономит ваше время и минимизирует возможные потери.