Рассуждения, с одним из наших заказчиков, по поводу правильной геометрии в логотипе, натолкнуло меня на анализ логотипа какой-нибудь известной и успешной компании. Для этих целей логотип компании Apple показался мне идеальным вариантом. Действительно ли гениальные логотипы, создававшиеся великими студиями и дизайнерами, имели долю кривизны и спонтанности? Или наоборот, четко до микрон просчитывались математически, сохраняя полную симметрию форм?
Далее я подробно опишу и проанализирую геометрические принципы создания логотипа Apple.
Одной из первых ссылок по моему запросу – Google выдал интервью c Робом Джаноффом – дизайнером первого логотипа Apple:
«Форма яблока слегка изменилась от оригинальной версии дизайна. 80-х годах дизайн студия Landor & Associates внесла свои изменения. Они сделали ярче цвета, формы стали более симметричными. Весь логотип стал более геометрическим. Когда я проектировал его, я делал это от руки…»
Взглянув на старые атрибуты логотипа компании, невооруженным глазом видно, что они не зависят от строгой геометрии.
Оригинальный логотип не был математическим шедевром, но после разработок Landor & Associates он уже намного ближе к варианту, который мы видим сегодня.
Для детального анализа мне потребовалась современная и правильная версия логотипа. Количество копий и клонов, размещающихся в интернете, огромное количество. Я пошел другим путем, каждый Mac, содержит векторный логотип, в виде символов Unicode — , который поможет нам проанализировать векторную маску. Кроме этого, отыскал на сайте Apple — версию логотипа, которую они рекомендуют использовать прессе.
Любопытно, но символ Unicode и символ для прессы построены в разной геометрии и отличаются.
Эти вариации, на сколько я понимаю, проработаны для оптимального отображения и читабельности логотипа в разных размерах, и геометрия, по сути, не является критической константой. Возьмем за основу анализа логотип, который предлагают для прессы. Точкой отсчёта, константой выберем круг со значением (13) на рисунке ниже, и зафиксируем диаметр.
Следующим шагом , возьмем дугу этой окружности, и обведем по касательной следующий элемент.
Как оказалось, большинство крупных кривых в логотип Apple, на самом деле не дуги окружности . Взяв лист в качестве примера, можно увидеть: дуга пересекается с кругом в начальной и конечной точках, но в середине она не последовательна.
Дуга листа, это две разных дуги разных радиусов. Этот прием касается всех кривых логотипа. Очевидно, для создания этого логотипа просто не нужны дуги окружностей, тк ни одна дуга не может в точности повторить геометрии.
Я решил максимально приблизится к построению этого логотипа используя окружности разных радиусов. Я начал с 8-ки , калибровать круги, пока они не приблизились к параллелям кривых логотипа. Вот результат:
Математической симметрии в этом логотипе нет, также, как и нет золотого сечения. Но форма сбалансирована за счет общей композиции. Сложно отыскать кривую, которая бы делала хуже, также, как и кривую, которая бы делала лучше дизайн логотипа.
После всего вышесказанного можно сделать вывод – асимметрия в логотипах присутствует, но это далеко не спонтанные решения. Это тонкий дисбаланс, который из красивых вещей делает прекрасные! Все как в природе – редко прекрасные вещи обладают 100% симметрией. Учтите это, когда будете создавать или оценивать логотипы и фирменные стили!