Даже дизайнеры логотипа Олимпийских игр 2016 не заметили этого.
Как создать дизайн логотипа для самой сложной визуальной айдентики в мире? Разрабатывать айдентику Олимпиады – жесткий вызов практически для любой фирмы: как только вы выиграли проект (через длительный процесс торгов, которые сталкивают друг с другом сотни студий) — появляется длинный список организаций, конкурирующих между собой и стремящихся удовлетворить целевые аудитории всего мира, используя этот бренд.
В сентябре 2009 года бразильское агентство Tatil боролось со 139 дизайн-студиями и рекламными агентствами, чтобы выиграть разработку логотипа Rio-2016. Основатель агентства Фредерико Джелли объяснил трудности, связанные с созданием такого логотипа: «Он должен отражать местную культуру и в то же время быть универсальным для понимания».
Tatil привлек к процессу проектирования всю команду — в том числе IT-отдел и приемную. Команда создала более 50 различных логотипов, пока не определилась с финальным вариантом.
Накануне нового 2016 года эмблема была представлена мировому сообществу. Основа композиции – силуэты граждан Рио, которые ликуют, взявшись за руки. Цветовая схема отражает среду Рио-де-Жанейро. Желтый символизирует солнце, синий – море, зеленый — леса.
Однако, как только эмблема была выпущена в мир, у нее появились новые значения. «Это удивительно. Люди начали видеть вещи, которые мы вовсе не имели в виду, — признается Джелли, — Это живые идеи и живой бренд. Мы даже не контролируем его».
Вот четыре аспекты дизайна — некоторые сознательно планируемые, некоторые созданы бессознательно – которые вы могли не заметить в логотипе Олимпийских игр Rio 2016
01. Формы ландшафта
Известно, что эмблема ссылается на форму горы Sugarloaf. А вот то, чего вы до сих под не знали: все кривые и пробелы представляют различные местные ландшафты — от окрестных гор до островов. Удерживая логотип над берегом, вы можете применить его к любой части окружающей природной среды.
«Мы хотели дать скульптурному городу скульптурный логотип, — отмечает Джелли, — мы никогда не говорили о том, что в его основе лежит только форма верхушки горы Sugarloaf. Эти кривые просто представляют пейзаж. Мы старались, создать форму, подходящую под все большие горы Рио. Это очень важно для ощущения того, что любой уголок местности представлен в логотипе».
02. Эмблема говорит «Rio».
В некоторых углах, танцующие люди почти принимают форму букв. Многие люди начали видеть в логотипе слово «Rio». Однако, по словам Джелли, ничего подобного дизайнеры не предполагали.
Но подсознательно разработчики все же положили эти вещи в основу дизайна. Для того чтобы найти лучший цвет, текстуры, фигуры, найти уникальные перспективы они пытались определить душу города. Видимо, материализация слова Rio в логотипе просто стало следствием всего этого процесса.
03. Абстрактное сердце
Логотип Паралимпийских игр смешивает два архетипических символа: сердце и символ бесконечности. «Это не очевидная форма сердца, — говорит Джелли, — Но было важно найти символы, которые положительно воспринимаются всеми культурами».
Дизайнеры использовали технологию 3D, потому что хотели создать тактильные ощущения. В Олимипаде участвует множество слепых людей. И разработчики хотели открыть новые ощущения именно для них.
04. Три новые силы
Олимпиада заставило множество людей работать совместно для изменения родного города.
Одна из интерпретаций логотипа, которую услышал Джелли, была для него неожиданной: «Однажды человек в трущобах сказал мне, что эмблема символизирует три силы: людей, компании и политиков. Все вместе они объединились в огромном объятии, чтобы изменить город и страну», — пояснил он.
В некотором роде это действительно происходит. Сегодня Рио стоит перед огромным вызовом. Большие изменения, происходящие в городе – есть часть большого объятия, изображенного на логотипе.