Качественный дизайн является одним из определяющих факторов в брендинге. Чем более значимым становится бренд — тем более значимым для него является вопрос корпоративной айдентики во всех её проявлениях — от полного брендбука до внедрения его положений во все участки деятельности компании — от деловой документации, до оформления офиса.

О корпоративной айдентике, её разработке и использовании поговорим с CEO и арт-директором дизайн студии «Пионер» Евгением Баздыревым.

— Приветствую, Евгений. Расскажите про Pioneer design studio — как долго компания работает на рынке, как была организована студия, как развивалась с того времени. Интересное название студии — почему «Пионер»?

— Добрый день, уважаемая редакция. Начну с последнего, Пионер, в истинном значении этого слова — завоеватель, первопроходец. Именно эти ассоциации мы определили как решающие, когда выбирали имя для будущей компании. С тех пор, ни разу не пожалели об этом, быстро и легко запоминаемся как клиентами в СНГ, так и иностранными. Достаточно звонкое и энергичное название, не смотря на ассоциацию старого политического режима.

В самом начале, 8 лет назад, нас было трое. Каждый из нас, к тому времени успел поработать в больших корпорациях и именитых, на то время, дизайн студиях. Небольшой пул заказчиков позволял держаться на плаву и потихоньку наращивать обороты. Тяжелым оказался кризис 2008, когда штат студии пришлось сокращать, быстро менять стратегию развития. Но черные полосы прошли, и Пионер продолжил большими темпами наращивать обороты. На сегодняшний день мы имеем 14 сотрудников в Украине, и представительства в России, Польше, Швейцарии, Англии и США. При постоянном росте и развитии мы не меняем формат студии. Мы занимаемся исключительно дизайном, мы не рекламное агентство и не хотим им быть. Сегодня мы, как никогда, четко видим цели и имеем силы для их достижения.

— У вас отличное качество работ. Как создается дизайн такого уровня? В чем секрет: образование, опыт, софт? Что в конечном итоге является основным в создании трендового и высококачественного дизайна?


(Пример подхода к дизайну от студии «Пионер» — информационный буклет для электромобилей концерна BYD)

— Спасибо за лестные слова. Мы действительно очень следим за качеством выпускаемых работ. В первую очередь — это правильно расставленные приоритеты. Стоящие вещи получаются тогда, когда у нас есть время в запасе для того, чтобы отработать несколько рабочих вариантов внутри студии, и клиенту презентовать уже лучшее из лучшего. Образование, опыт,— конечно без этого никуда. Студенты, либо работники на испытательном сроке, в нашей студии, к живым заказам допускаются только “под присмотром”.

Трендовость в дизайне, особенно в веб, обусловлена быстрым развитием технологий. Все просто, хочешь быть актуальным — успевай впитывать новую информацию. Хочешь выпускать качественный дизайн — успевай и следить и производить. Очень помогают следить за трендами наши представительства. Мы постоянно работаем над собой, совершенствуемся, читаем, изучаем, пробуем. Это вошло в привычку с, уже далекого, 2008-го.

— У вас есть основной состав студии, а также вы сотрудничаете с независимыми специалистами (высококлассные специалисты Европы, как указано на сайте). Расскажите детальнее об организации работы у вас. Сколько человек необходимо для четкой и отлаженной работы всех бизнес-процессов дизайн-студии, от чего зависит необходимое количество штатных/внештатных специалистов?

— Как я сообщал ранее, общий штат сотрудников в украинском офисе — 14. Также, в моменты, когда нам необходима помощь, мы привлекаем специалистов по нашим дружеским каналам связи. Такое количество профессиональных дизайнеров, проектировщиков, верстальщиков и фотографов может реализовать проект любого уровня сложности.

Количество людей, участвующих в проекте мы определяем исходя из объема самого проекта. Для небольших проектов — 2-3 дизайнера, 1 фотограф или иллюстратор, арт-директор. Очень важно иметь несколько эскизов и несколько светлых голов в одном проекте. Таким образом мы страхуем себя от ступоров и идентичных решений. После чего выбираем самый оптимальный вариант и презентуем заказчику. Это можно назвать профессиональным подходом к творческому процессу.

— Можно ли выделить основную специализацию для студии Pioneer?

— Скорее можно выделить две специализации:

  1. Разработка фирменных стилей;
  2. Создание сайтов.

Это два больших направления, в которые мы вкладываем огромное количество услуг. У нас можно разработать логотип, или фирменную документацию, применить новоиспеченную графику в небольшой лендинг пейдж или огромный информационный портал. Анализируя проекты, находящиеся в работе, могу сказать, что чаще всего это комплексы. Обычно все начинается с логотипа и заканчивается полноценным сайтом «под ключ», и после этого — длительное сотрудничество в графической поддержке рекламных кампаний или техническая поддержке ресурса .

— Рассматриваете ли какие-то новые направления как наиболее трендовые и перспективные для вас в ближайшем будущем? Возможно это промышленный дизайн, городской / ландшафтный дизайн, шрифты, еще что-то подобное? Есть коммерческий смысл заниматься этими направлениями? Далеки ли друг от друга, или дизайн-студия может заниматься ими всеми (как например та же студия Лебедева)?

— Новые направления исследуем постоянно. В этом году мы внедрили разработку посадочных страниц (лендинг пейдж), и вывели её в отдельную услугу (сама презентация также сделана с виде отдельной посадочной страницы, что очень наглядно — прим. Innabtys); в планах вывод в свободную продажу нашей системы управления, которую мы создавали на протяжении 8 лет. Также, все большей популярностью и спросом пользуются электронные периодические издания в iPad-версиях, мобильные приложения. Мы видим свое будущее исключительно в online технологиях, мы видим гиперактивное развитие этой отрасли. С промышленным дизайном был смысл выходить на рынок 10 лет назад, когда это сделал Артемий Лебедев, сейчас эта отрасль развивается гораздо медленнее.

— Как долго занимает в среднем разработка полного брендбука для компании? Что в этом является самым сложным — логотип? Какая работа была сложнейшей в вашей практике, сколько рабочих часов она заняла?

— В среднем разработка брендбука со всем набором элементов занимает от 20 до 40 дней. В работу включается разработка логотипа, стилеобразующих элементов, деловая документация, примеры сувенирной продукции и еще много-много опций. Каждый элемент, каждый продукт проходит цепочку согласований и утверждений. Кроме этого, необходимо понимать, что логотипы и брендинг в целом — это не разработка красивых картинок, это очень тонкие бизнес инструменты, которые должны работать, вызывать определенный набор эмоций и правильно идентифицировать компанию заказчика.

Основные трудоемкие элементы брендбука — логотип и стилеобразующие элементы. При их создании необходимо держать в голове всю линейку продукции. Они обычно являются ядром идентификации любого фирменного стиля.

(Некоторые элементы одной из последних работ студии — ребрендинга страховой компании «ТАС», наглядный пример работы над брендбуком)

Разработка любого бренд бука — процесс достаточно сложный. Каждый новый клиент это новое позиционирование, новые эмоции, новые стратегии выхода на рынок. Но именно этим нас и привлекает наша работа. Легкие проекты обычно дешевы и неинтересны, больше похожи на конвейер или поток. Мы любим решать сложные задачи. Мы — не конвейерное производство.

— В чем секрет хорошего логотипа? Логотипы многих известных компаний создавались за копейки (Microsoft, Coca-Cola, Google — $0, Twitter — $6, Nike — $35), в то же время весь ребрендинг BP (нефтяной гигант, Beyond Petroleum) стоил $211 000 000, логотип для Landor Associate стоил $ 100 000 000 и состоит только лишь из строчных букв и угловой скобки над буквой «t», обозначающей движение вперед. Многие крупные и известный компании платят суммы от сотен тысяч долларов до десятков миллионов только лиши за логотип. Так сколько стоит логотип и есть ли какие-то базовые секреты успеха в нейминге и айдентике? Как определить стоимость логотипа?

— Несомненно, у больших корпораций есть и очень дешевые и очень дорогие логотипы. Подходов и вариантов масса. Нельзя упускать из виду: состояние рынка, когда они выходили на рынок, сами корпорации, и продукты, которые они выпускали. Не буду рассказывать историй по поводу создания логотипов, указанных в примерах, в Интернете есть полная информация по этому поводу. Предлагаю рассмотреть вопрос под другим углом: возьмите бесформенную «кляксу», разместите ее на вашем продукте и влейте в её продвижение годовой рекламный бюджет, скажем, Microsoft или BP. О нем определенно заговорят, причем заговорят и в рекламной сфере,— будут оценивать, критиковать, возможно даже появятся фанаты, весь мир узнает о существовании новой «кляксы».

Есть одна истина — хороший логотип и линия идентификации экономит кучу денег на старте. Своей узнаваемостью, своим сообщением, своим позиционированием.

(Логотип — основа фирменного стиля. Пример работы для европейской компании Zelberg— производителя высококачественной мебели для ванных комнат)

Чаще всего стоимость логотипа зависит от: количества времени запрашиваемого на его создание, количества человек, участвующих в процессе, квалификации специалистов. При достаточном количестве времени проводится мониторинг рынка, оцениваются конкуренты, и после этого проводится скурпулезная работа по созданию логотипа; чаще это несколько дизайнеров. Еще раз повторюсь — логотип и фирменный стиль, в целом, это тонкий бизнес-инструмент, а не пустая и красивая картинка.

В следующий раз, когда кто-то предложит разработать вам логотип за $200 и 2 дня в 20 вариантах, не радуйтесь экономии, подумайте, что это будет по факту. Это ваш бизнес и будущее лицо вашей компании. Либо это будет «кляксой», узнаваемость которой нужно будет тянуть бюджетами, либо что-то, что будет продуманно тянуться самостоятельно в нужном направлении, выжимая из каждого контакта с целевой аудиторией по полной.

— Для реализации именно веб-проектов, насколько понимаю, вы берете на себя основную сложность — проектирование сайта (приложения), его интерфейса, бизнес-части, определение потребностей клиента и целей проекта, а программирование уже отдаете на аутсорс? Или это не так?

— Все зависит от проекта. Мы разрабатываем сайты в три этапа: проектирование, дизайн, программирование. Клиент может заказать как все оптом, так и любой из этапов. Программисты у нас есть свои, также, при необходимости, мы заключаем договора о сотрудничестве с компаниями, производящими «код». Чаще это бывает в долгосрочных и объемных проектах. Принципиально не работаем с программистами-одиночками. Мы не против фрилансеров, это достаточно удобно, но когда речь заходит о проекте на год и долгосрочном сотрудничестве, очень сложно контролировать процесс.

— К стати говоря, много запросов на адпативный дизайн, или «лавина» еще не последовала и клиенты в этом году всё еще предпочитают делать сайты что называется «по старинке»?

(Один из примеров адаптивного дизайна — одного из наиболее существенных трендов в веб-разработке последнего времени)

Запросов достаточно много, но по правде говоря, не все готовы платить за эти опции. Статистика выпуска сайтов в этом году: пропорция 40% на 60% в пользу старых. Надеюсь, в скором времени, эти цифры будут изменяться. Мы видим следующий год только с респонсивом.

— Кто ваш основной клиент — украинские компании, работа в совместных проектах или работа с западными заказчиками (роль подрядчика в аутсорсе дизайна)? Много айти-гигантов используют только программирование на Украине как аутсорс процессов, но не дизайн, почему?

— В данный момент мы оказываем услуги по разработке дизайна среднему и крупному бизнесу. Но всерьез задумываемся о том, чтобы добавить в услуги отдельные пакетные предложения для малого бизнеса. Так как мы начинали работу как 100% украинская компания — большинство заказчиков — украинские компании. Филиалы открылись не так давно, но уже привели 25-30% от общего количества заказов — из Швейцарии, Германии, Польши, Словакии и США. Также есть проекты с русскими компаниями. В будущем году планируем увеличить эту долю до 50%.

(Работа для LG Electronics Ukraine — разработана графическая концепция презентациивыхода новой линейки продуктов — 3D телевизоров LG в Украине)

Касаемо аутсорса дизайна из Украины, я думаю все еще впереди. Украинский дизайн совсем недавно вышел на международный уровень, ранее сказывалось отсутствие достойных школ. Подготовка специалистов этого профиля практически не проводилась. Низкий порог входа на рынок вызвал волну самоучек и аматоров. В Европе и Америке существуют старейшие школы дизайна, да и коммерция у них началась гораздо раньше. Еще 5 лет назад украинский дизайн сильно отставал от мирового. Но в данный момент всё очень прогрессирует и быстро развивается, с каждым годом сокращается отставание — глобализация.

— Как видите текущую конкуренцию на рынке украинском рынке дизайна между национальными студиями? Каков сегодня рынок украинского дизайна, что его ждет в ближайшем будущем? Какие планы у самого Pioneer design?

— Конкуренция есть, так как есть спрос. Это здорово. Это постоянный двигатель прогресса. От этого, в данный момент, выигрывают все. И потребители, та как получают более качественный продукт, и исполнители, так как конкуренция постоянно вытягивает компанию на новый уровень. Именно из-за конкуренции уровень дизайна начал интенсивно расти в Украине в целом. Кто может тянуться к качеству — тянется, кто не может — просто демпингует. Это процесс развития. Все как в любом бизнесе.

По рынку могу сказать — он идет вверх. Все больше запросов, больше проектов, больше идей, у людей, которые еще вчера боялись совершить покупку в интернет-магазине. Следующий год должен быть жарким.

Планы — по настоящему Пионеровские, завоевывать, завоевывать, завоевывать! Как замечал ранее, на данном этапе мы делаем серьезную ставку на укрепление позиций в Европе и России. В данный момент занимаемся разработкой стратегии развития этих филиалов. В Украине планируем расширение, скорее всего, к февралю следующего года будем открывать новые вакансии. В целом ожидаем стремительный и стабильный рост.

 

Автор