В результате изучения данных об использовании шрифтов на 365-ти сайтах, представленных в 2015 году, мы пришли к выводу, что именно эти шрифты использовались чаще всего.
Изучая тенденции веб-шрифтов, необходимо признать, что этот элемент дизайна достаточно консервативен, и предпочтения дизайнеров довольно устойчивы. Чтобы немного разбавить обзор и все-таки подтолкнуть вас к творчеству, мы включили в него по 4 альтернативных, но аналогичных веб-шрифта, которыми, по нашему мнению, можно заменить те, что попали в десятку. Настоятельно рекомендуем обратить на них внимание, если вы хотите немного выделиться из толпы.
В обзор включены все шрифты, независимо от того, где их можно приобрести (в том числе разработанные словолитнями, которые не доступны на популярных сервисах).
Итак, к десятке!
10) Circular
В 2015 году ребрендинг Spotify стартовал с использования Lineto’s Circular на сайте. И хотя новый зеленый оттенок бренда привлек больше внимания, чем сам новый шрифт, нам кажется, что это был момент, когда Circular перешел из разряда андеграунда в мейнстрим. Mint и Airbnb осуществили ребрендинг с использованием этого же шрифта еще ранее, но именно появление Circular на Spotify стало переломным моментом. Вероятно, в 2016 году мы увидим рост использования подобных шрифтов. В нашем перечне альтернативных вариантов – шрифты, которые имеют геометрические каркасы в сочетании с более гротескными чертами. Нам кажется, их вполне можно использовать вместо Circular, без изменения главной дизайнерской идеи:
- Sailec
- Graphik
- Fakt
- Calibre
9) GT Walsheim
Еще один ребрендинг 2015 года, ознаменованный изменением шрифта — арт-студия It’s Nice That. Теперь они используют GT Walsheim, что свидетельствует о его популярности среди дизайнеров. Многие другие сайты и дизайн-агентства тоже вскочили на подножку GT Walsheim. Этот шрифт можно рассматривать как более дружественную версию Futura. Так что если вам нравятся подобные вещи, пересмотрите и другие четыре варианта:
- Filson
- Galano Grotesque
- FF Mark
- Campton
8) Brandon Grotesque
Согласно нашим наблюдениям, Brandon Grotesque был # 1 в 2014 году, а вот в прошлом – упал до # 8. Возможно, этот шрифт наконец-то начинает чувствовать себя немного «вне игры». Да и пора бы. В последние несколько лет его повсеместно используют все – начиная от хостинговых компаний и высокотехнологичных журналов до модных брендов. Как видим, он уже не столь уникален, как когда-то, поэтому некоторые из приведенных ниже вариантов достойны рассмотрения, если вы ищете нечто подобное, но не столь «заезженное»:
- Neutraface
- FF Super Grotesk
- MTT Milano
- Halis Rounded
7) Caslon
Единственный шрифт с засечками в нашем списке — Caslon чувствует себя немного не к месту. Есть множество других замечательных, классических шрифтов подобного типа, таких как Garamond и Minion. Но именно Caslon продолжает доминировать на сайтах. Трудно сказать почему. Возможно это некая дизайнерская религия – если сомневаешься в том, какой шрифт привинтить – используй Caslon. Мы не столь суеверны, и предлагаем свою альтернативу:
- Plantin
- Ehrhardt
- Sabon
- Hoefler Text
6) Avenir
Avenir повсеместно считается любимым среди дизайнеров, поэтому неудивительно, что он в топ-десятке. К сожалению, его разработчик Адриан Фрутигер скончался в 2015 году, но Avenir будет жить вечно. И все же, взгляните на шрифты, которые можно использовать в качестве альтернативы Avenir:
- Neuzeit
- Lasiver
- Equip
- Fakt
5) Brown
Brown – еще один шрифт, который можно квалифицировать как «дружественный к Futura». Однако он чувствует себя немного иначе, чем GT Walsheim, описанный выше. Не было никаких крупных брендов, которые бы использовали Brown на своих сайтах в 2015 году, но, он продолжает быть популярным среди арт-тусовки. Мы нашли еще четыре не менее изысканных варианта:
- Campton
- Sofia
- Value Sans
- Galano Grotesque
4) Gotham
Gotham был # 8 в 2014-м, а в прошлом году поднялся до # 4. Этот один из самых знаковых шрифтов последнего десятилетия продолжает набирать очки в Интернет. Другие шрифты от разработчиков Hoefler&Co были тоже популярны, и даже перебили Archer, как видите. Попробуйте добавить немного индивидуальности, используя нашу подборку альтернативных вариантов:
- Gibson
- Armitage
- Neuzeit
- Graphik
3) Proxima Nova
Не удивительно, что этот шрифт попал в рейтинг прошлого года. Он просто вытеснил Gotham и занял позицию # 3. Каждый год, изучая его популярность, нам кажется, что он уже всем надоел. Но, как видите, это не так. А если все-таки надоел, попробуйте эти:
- Akzidenz Grotesk
- Museo Sans
- Gibson
- Niveau Grotesk
2) Aperçu
Aperçu является действительно уникальным шрифтом, который прыгает между жанрами. Его описывают как смесь ITC Johnston, Gill Sans, Neuzeit и Franklin Gothic. Это единственный шрифт без засечек в нашем списке, который сильно отклоняется он рубленой геометрической формы. В конце 2015-го мы увидели Aperçu в ребрендинге Norwegian Air. Заметно, что шрифт выбивается в фавориты. А вот и наши аналоги:
- ITC Johnston
- Questa Sans
- Maple
- Brezel Grotesk
1) Futura
Мать всех геометрических рубленых шрифтов – Futura, остается самой популярной типографикой в веб-дизайне. Futura доступна на Typekit, но нам кажется не это ее главный козырь. Знаково, что шрифт, разработанный в 1927 году, доминирует в Интернете в 2015-м. На протяжении многих лет появлялись множество релизов, которые преподносились как «улучшенные» Futura, с более современными пропорциями, и дизайнеры продолжают усовершенствовать его. Существует немало альтернатив Futura, однако, четыре гарнитуры, приведенные ниже, являются хорошей основой для творчества:
- Harmonia Sans
- Twentieth Century
- Ano
- Avant Garde
Как видите, именно геометрические рубленые шрифты пользуются популярностью на данный момент. Из десяти шрифтов в этом списке — только один — типа serif. И хотя некоторые из шрифтов, таких как Aperçu и Avenir несколько отличаются от общей тенденции, в значительной степени все они могут быть охарактеризованы как геометрические.
Почему же они так популярны сейчас?
Трудно объяснить это с учетом культурных тенденций, да мы и не будем пытаться делать это. Выскажем более приземленную теорию – их применяют как в печати, так и в веб индустрии, потому, что они выглядят более «эксклюзивными» и «крутыми».
По какой-то причине не так много геометрических шрифтов доступно на Google Fonts. Так что, используя эти шрифты на сайте, вам скорей всего придется платить за использование. Может именно это и делает их более эксклюзивными и уникальными. К тому же, бренды, имеющие достаточное количество средств, чтобы вкладывать в дизайн, не прочь платить деньги за добротный рубленый шрифт, или разрабатывать его эксклюзивные варианты. Все это также играет на руку популярности.
А может все еще намного проще — люди просто устали от Helvetica и ему подобным.
Отважимся на прогноз-2016
Мы полагаем, что геометрические sans-serif шрифты еще долго останутся популярны. Изучая тренды последних лет, ясно следующее — требуются годы, чтобы заметить какие-либо серьезные культурные сдвиги в веб-типографике. Здесь тенденции движутся очень медленно.
Рубленые шрифты традиционно выглядят лучше на экранах компьютеров из-за их простой структуры. Однако, появление дисплеев с более высокой плотностью, которые становятся все более распространенными, может стать фактором возвращения шрифтов с засечками в Интернет уже в ближайшие годы.
Очень хотелось бы увидеть больше разнообразия в 2016 году, поскольку существуют тысячи хороших шрифтов, годных для веб-дизайна. Надеемся, что альтернативы, предложенные нами в этом обзоре подстегнут данный процесс.