Логотипы – благодатная точка входа в мир графического дизайна. Они всегда на виду и являются идеальным плацдармом для краткого исследования того, насколько эффективно (или, в некоторых случаях не эффективно) они передают смысл бренда с помощью символов и шрифтов.

1

Иногда, правда, самой интересной гранью логотипа является не сама графика, а история, стоящая за ним.
Как раз это мы и наблюдаем в книге: «TM: The Untold Stories Behind 29 Classic Logos», автором которой является Марк Синклер, заместитель главного редактора Creative Review. Книга раскрывает истории происхождения некоторых наиболее крупных мировых брендов.

 

Этот захватывающий материал наполнен старыми рекламными объявлениями и фотографиями различных периодов. В нашем обзоре — некоторые наиболее ценные изюминки из анналов истории брендов.

 

Michelin Man, в котором используется пьяный чувак.

Бренд Michelin Man родился в 1898 году, но Bibendum, как он официально называется, не всегда был зефирным человеком с улыбающимися глазами, так хорошо известным сегодня. Раньше он носил пенсне и был одет в костюм мумии.

michelin_man

Реклама представила общественности этот жутковатого вида талисман, поднимающий бокал шампанского, а в качестве тоста использовался слоган. Это привело к рождению злополучного ника: The Road Drunkard (дорожный пьяница).

 

Логотип NASA ненавидели даже ветераны NASA

 

meatball-315x238Часто логотипы получают псевдонимы, и NASA не является исключением. В свои первые 15 лет Агентство было представлено логотипом, известным под ласковым названием «фрикаделька», изображавшим название агентства на фоне синего круга, в окружении скопления звезд и проносящегося белого космического корабля, со стилизованной красной стрелкой. Позже логотип был заменен разработкой 1976 года Нью-Йоркской дизайн-студии Danne&Blackburn. Он был значительно более обтекаемым и представлял собой простое начертание аббревиатуры NASA, в которой присутствовали сочная буква «N», трубоподобная «S», и «А», в которой поперечная линия выполнена в виде носовой части ракеты. Этот логотип также получил свое прозвище, которое рождалось в голове у каждого, кто его видел – «червь».

Проблемы возники еще до того, как новый логотип был представлен публично. В этот момент истории NASA состояло из относительно слабо организованных отделений, которые действовали независимо друг от друга. Их первое знакомство с новым логотипом случилось в момент получения по почте отделением каждого офиса новых шикарно выполненных фирменных канцелярских принадлежностей. В то время как весь мир все еще ассоциировал NASA с космическими челноками и спутниками, внутри новым символом агентства стал «червь», заказанный штаб-квартирой NASA.

Когда Дэн Голдин возглавил NASA в 1992 году, агентство испытывало спад, в немалой степени из-за катастрофы Challenger, произошедшей шесть лет назад. Газетный отчет мая 1992 года, зафиксировал разговор между Голдином и Паулем Хэллоуэйем: «Вы не знаете, как поднять боевой дух NASA?, — спросил Хэллоуэй своего босса. «Вы можете сделать это, изменив червя». Голдин последовал совету, и к июню в логотип снова вернули «фрикадельку».

 

CBS создал свой логотип на основе религиозных рисунков 19 века.

В 1950 году знаменитый арт-директор Harper`s Bazaar Алексей Бродович, ушел из издательства, чтобы издавать свой новый журнал. Он назывался Portfolio, и был посвящен графическому дизайну. Первый же выпуск опубликовал статью о «даре рисунков» шейкеров — американской религиозной секты средины 19-го века. В рисунках члены секты воссоздали свои духовные искания, в виде рисунков на бумаге.

2

Один из рисунков — всевидящее око – по-видимому, произвел сильное впечатление на одного из читателей журнала, Уильяма Голдена — на тот момент креативного директора медиахолдинга CBS. Именно поэтому, когда в следующем году Голден получил задание придумать новый логотип для компании, одним из первых его предложений было изображение глаза, очень похожего та тот, что был изображен на рисунках шейкеров. С тех пор «всевидящее око» представлено в логотипе CBS.

 

Символ Мира изначально был автопортретом.

Сегодня, знак мира настолько распространен, что трудно даже подумать о нем, как о логотипе. Но прежде, чем этот символ украсил папку Лизы Франк, или футболку, он служил в качестве графического символа Кампании за ядерное разоружение (CND). Он был разработан Джеральдом Холтом, профессиональным дизайнером и одним из первых членов CND.

3

 

Знак Мира был задуман как перевернутая фигура в белом с картины Гойи «Расстрел повстанцев».

Как пояснял Холтом десятилетия спустя, символ был своего рода автопортретом: «Я был в отчаянии. В глубоком отчаянии. Я заглянул в себя: представил себя как отчаявшегося человека, с распростертыми руками и ладонями вытянутым наружу и вниз, совсем как повстанец с картины Гойи. Я формализовал рисунок в виде линии и поместил его в круг».

Схожесть с фигурой была более очевидной в ранних версиях символа, и имела элементы схожие с развевающейся одеждой, соприкасавшейся с внешним кругом. В последующие годы, Знак Мира выравнивается и получает версию, которая так хорошо известна нам сегодня.

 

Логотип Ma Bell был более известен, чем президент.

Прежде чем этот логотип был искоренен правительством в 1984 году, Bell Systems представляла собой монополию, контролировавшую телефонные услуги на всей территории Соединенных Штатов. Когда в конце 1960-х годов знаменитый дизайнер Сол Басс был привлечен в качестве автора нового стиля для конгломерата, это был один из самых крупных корпоративных брендингов в стране.

 

Басс разработал логотип и сопроводил его драматической 30-минутной видео презентацией. В течение нескольких лет, с момента его возникновения в 1969 году, логотип-колокол имел огромный уровень узнавания (до 93%). Как выражался сам Басс: «В США больше тех людей, которые знают логотип телефонной компании, чем тех, кто знает имя президента». В последующие десятилетия, когда антимонопольный иск правительства вынудил AT&T отказаться от «колокола», компания наняла Баса для разработки нового логотипа. И он создал для компании «Звезду смерти», которая используется в качестве логотипа до сих пор.