Видим, что массированная реклама бесплатных или условно-бесплатных платформ быстро распространяется в интернет-среде. Все ли так хорошо и радужно, как описывают рекламные ролики этих систем. В этой статье мы подробно опишем недостатки и преимущества этих платформ.
CMS (content management system) — это решения, предлагающие готовую архитектуру для создания веб-сайтов. Joomla, WordPress, Opencart… – мы периодически сталкиваемся с запросами создать сайт на какой-то из этих платформ. При этом, разработка на CMS всегда ассоциируется с дешевым и быстрым созданием сайта.
Имея опыт разработки веб-решений разного уровня сложности, мы можем с уверенностью сказать — если Ваш бизнес не собирается расти и не требует оригинальных решений — используйте CMS. Давайте разберемся, почему это так? Для этого нам необходимо понять, какие преимущества видит заказчик, когда решает разрабатывать на CMS:
- готовая архитектура и много готовых модулей под нее;
- дешевизна (студии, опирающиеся на CMS могут порадовать заказчиков ценой сайта в районе нескольких сотен у.е.);
- наличие админ-панели;
- «можно посадить студента», который будет дорабатывать сайт;
- быстрый старт.
Рассмотрим данные преимущества более детально.
ГОТОВАЯ АРХИТЕКТУРА И МОДУЛИ
Говоря об архитектуре и модулях мы всегда должны понимать простую истину — сайт создается для выполнения определенных бизнес-потребностей. Именно под эти потребности мы выбираем CMS (joomla — под сайт-визитку, opencart — под интернет-магазин и т.д.) и устанавливаем к ней модули.
Действительно, можно достаточно просто установить CMS самостоятельно, следуя инструкции с сайта разработчиков. После этого зайти в админку и включить все необходимые модули, которые требует бизнес:
- система комментариев;
- аналитика;
- e-mail уведомления;
- многоязычность;
- дополнительные поля описания к товарам;
- прочее.
После недолгой настройки человек, не имеющий профильных навыков (проектирования, дизайна, программирования…) получает сайт, как инструмент решения бизнес задач. И это действительно так. Проблемы начинаются, когда бизнес начинает немного расти. Заказчик отдает сайт на SEO-оптимизацию и получает стандартный список рекомендаций, слушает своих маркетологов. Появляется список дополнительных требований, многие из которых не полностью решаются установленными модулями. Чаще всего для решения этих задач нанимаются программисты, которые должны разработать/найти/установить дополнительные модули, решающие эти задачи. В самом оптимистичном сценарии – решение сводится к тому, что модули CMS переписываются чуть более чем полностью. Иногда требования не вписываются в существующую архитектуру CMS и заказчик меняет нескольких программистов, пока не поймет, что дело не в исполнителях, а в самом сайте, в том — как он построен.
Допустим, первичные пожелания по SEO и маркетологов внедрены. Нашли «специалиста», который «доработал» модули. Сайт попал в выдачу Гугла, Яндекса, пошли первые заказы, пользователи начали комментировать товары… Но, т.к. решение системы комментариев – общее для всех CMS, в комментарии начинают попадать рекламные сообщения конкурентов, мошенников и продавцов «виагры». Приходится выбирать между отказом от модуля комментариев, разработкой своего модуля и использованием Disqus’a. По ходу общения с SEO-спецами и маркетолагами заказчик начинает понимать, что они используют Google Analytics для аналитики, а модуль аналитики, внедренный в CMS на сайте, никому не нужен, так как не имеет и десятой части того функцинала, который предоставляет аналитикс.
Проходит время, продажи пошли на спад после первоначального пика и маркетологи решают, что пора возвращать покупателей обратно на сайт. Любимый инструмент — e-mail рассылка по базе клиентов. Заказчик показывает, что есть для этого модуль в CMS. Но даже если представить, что найдется подрядчик, который сможет сделать вменяемый шаблон письма в редакторе писем CMS, после первой сотни отправленных писем окажется, что сайт стоит в черном списке практически всех почтовых систем за отправку спама, потому как модули отправки писем в CMS не учитывают многих нюансов массовой рассылки. Приходится отказаться от модуля в пользу лидеров рынка рассылок, скажем Mailchimp’a, который имеет меняемый конструктор шаблонов, умеет быстро разослать письма и не попасть в спам листы, показывает статистику открытых писем и кол-во клиентов, которые перешли по ссылкам из писем.
С ростом аудитории сайта CMS также более требовательны к производительности серверов, особенно при использовании сторонних модулей.
Из вышеописанного можно сделать вывод, что не смотря на то, что дополнительные модули CMS хоть и выполнены с достаточной долей избыточности — они быстро сталкиваются с требованиями бизнеса, которые не могут быть выполнены без дополнительной разработки, которая не редко заходит в тупик, когда стоимость такой разработки выше выгоды, которую этот функционал дает. В то же время, большинство функционала может быть переложено на внешние B2B решения. Данные сервисы «заточены» под решение конкретной задачи и рост качества, предоставляемых ими услуг, происходит быстрее разработки аналогичных модулей CMS.
ДЕШЕВИЗНА
На самом ли деле CMS — дешевый способ построить сайт? В краткосрочной перспективе — да. В долгосрочной — нет. Дело в так называемом техническом долге — стоимости расширения, внедрения дополнительных функций в готовый сайт, будь то требования SEO-оптимизации или автоматизация бизнес-процессов обработки заказов. Каждый раз, внедряя в CMS новый функционал, который не совсем подходит под изначальную архитектуру — мы увеличиваем технический долг. С каждой доработкой модуля или изменением в ядро CMS, установкой своего шаблона дизайна — мы увеличиваем стоимость последующих доработок. Ведь при выходе новой версии модуля или CMS — проходится повторять эти действия. Или не обновлять CMS. Получается следующая зависимость стоимости решения от количества оригинального функционала:
В случае отказа от обновления CMS, после её доработки, стоит ожидать того, что в течении некоторого времени сайт будет взломан и использован для, скажем, рассылки спама (самый безобидный вариант). Ведь ввиду широкого распространения CMS — в их взломе заинтересовано достаточно много людей. Найденая уязвимость в коде CMS или её модуля позволяет полуить контроль сразу над тысячами сайтов, которые используют эти решения.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ АДМИН-ПАНЕЛЬ
Админ-панели CMS с установленными модулями напоминают панели управления космическими кораблями в фантастических фильмах. Как говорилось ранее — CMS и модули разрабатываются с достаточно большой избыточностью. На 10% нужного функционала может приходится 90% ненужного, при этом 20% уже реализует другой модуль (что иногда приводит к невозможности использования одного из них). Все это отображается и в админ панели, где вместо одного поля ввода и одной кнопки — появляется несколько страниц конфигурации. При чем, достаточно редко создатели CMS разграничивают работу администратора (технически грамотного человека с базовыми навыками программирования) и редактора (работа которого — добавлять новости на сайт). В результате чего, редактор сам не может разобраться со сложной админ-панелью и его приходится обучать, что стоит денег или как минимум времени. Ограничение доступа также необходимо и в целях безопасности, ведь нечаяно (или умышлено) нажатая кнопка удаления какого-то модуля редактором может привести к выводу из строя всего веб портала.
НИЗКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД
Не нужно серьезной квалификации для того, чтобы установить CMS, настроить её и добавлять модули по мере надобности. Для этого подходит вчерашний студент. С одной стороны это хорошо — меньшая стоимость сайта, его разработка и поддержка. С другой стороны — также думают и профессиональные программисты, которым нравится писать код, а не кликать по кнопкам в админ-панели и раздумывать над тем, почему «упал» тот или иной модуль. Это подтверждает наш тезис —
если Вам не критична стабильная работоспособность сайта, и для его развития достаточно труда низкой квалификации, предполагаемый жизненный цикл проекта 1 год — используйте CMS.
БЫСТРЫЙ СТАРТ
Это единственное преимущество CMS. Ведь при оригинальной разработке веб-решение проходит диинную цепочку: проектировка, дизайн, верстка, программирование, наполнение. Каждый из этапов требует согласования с заказчиком, уточнение задач бизнеса, который должен решать сайт. В то время как с CMS все значительно проще — посадили студента, купили хостинг, студент поставил CMS — работаем …
ВЫВОД
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что CMS оправдывают себя на шаблонных стандартных задачах, которые не выходят за рамки их архитектуры. Можно сделать простой сайт-визитку, можно быстро запустить простой интернет-магазин. Но c приходом качественных SaaS платформ, созданных под профессиональное выполнение стандартных задач (скажем, prom.ua), из этой ниши CMS тоже потихоньку уходят. SaaS решения уже заточены под SEO, под маркетинг, они живут этим и зарабатывают на этом, предоставляя действительно удобный конструктор.
Если Вы все же ранее сделали свой выбор в пользу CMS и осознали его ошибочность — мы готовы взять на себя работу по переработке Вашего сайта с использованием лучших практик разработки, ведь как говорят программисты — час работы студента-программиста через год может обеспечить нескольких профессионалов работой на недели.